Комиксы не кино: Как супергерои захватывают наши экраны

КОМИКСЫ ВСЕГДА БЫЛИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ДЛЯ СОЗДАТЕЛЕЙ КИНО; две формы искусства сформировались одновременно и развивались почти параллельно, вырабатывая схожие законы и работая с одинаковыми развлекательными жанрами — от вестерна и детектива до ужасов и фантастики. На первый взгляд они вообще кажутся очень близкими: и то и другое — визуальное искусство, и там и там история чаще всего рассказывается через диалоги. Комикс и вовсе похож на раскадровку, которую используют режиссёры кино, так что велик соблазн просто взять страницу комикса и строить по ней сцены и кадры. Обратите внимание на https://funko.fans/full_catalog/funko-wobbler/!

НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО КАЖЕТСЯ, ЧТО ИМЕННО СЕЙЧАС ФИЛЬМОВ ПО КОМИКСАМ СТАЛО ОСОБЕННО МНОГО и каждый второй блокбастер оказывается экранизацией, это не совсем верно: их было много всегда. Как только в кино научились делать первые простые спецэффекты, стали появляться фильмы про супергероев и других героев комиксов. В XX веке вышли десятки и сотни фильмов и телесериалов про супергероев, и все основные герои — от Бэтмена и Чудо-женщины до Халка и Человека-паука — успели появиться на экранах задолго до бума 2000-х. Просто они долгое время не становились популярными.

Первые экранизации комиксов появились в 40-х годах, когда в комиксах стали популярны супергерои. Всё началось с так называемых киносериалов: это были фактически полнометражные фильмы, разбитые на несколько (скажем, 12) эпизодов, каждый из которых заканчивался клиффхэнгером. Один эпизод крутился перед фильмами в кинотеатрах на протяжении недели, за ним — следующий и так далее. Таким образом, людям хотелось раз за разом снова идти в кино, чтобы посмотреть следующий эпизод сериала и узнать, что произошло с героем. Первым супергеройским киносериалом (и, соответственно, первым появлением супергероя на киноэкране) были «Приключения Капитана Марвела», с персонажем издательства Fawcett Comics, которое потом купили DC Comics.

Киносериалы на долгое время задали довольно нелепый тон экранизациям комиксов: это были дешёвые, кустарные и глуповатые фильмы; где-то ещё лет тридцать (вплоть до конца 70-х) фильмы по комиксам отличались дурацкими костюмами, смешными драками и надписями «бам!», «пау!» и «зап!», периодически появлявшимися на экране. Проблема была ещё в том, что комиксы на самом деле были достоянием достаточно узкого круга читателей. Да, это была большая индустрия, но её масштабы были несравнимы с индустрией кино. Комиксы были интересны гикам, стеснительным подросткам и прочим «непопулярным» личностям — долгое время читать комиксы было стыдным даже в США. Так что никто не мог позволить себе снять комиксовый фильм или сериал с большим бюджетом — а без него нельзя было правдоподобно показать, как герой летает, стреляет лазерами из глаз или ползает по стенам.

Всё изменилось в 1978 году, когда вышел «Супермен» Ричарда Доннера. «Супермен» был первым по-настоящему дорогим супергеройским фильмом. Его производство обошлось в 55 миллионов долларов — в пять раз больше, например, чем бюджет вышедшего примерно в то же время четвертого эпизода «Звёздных войн». Продюсер Илья Салкнид приобрёл права на фильм о Супермене ещё в 1974 году, а затем провёл несколько лет в поисках режиссёра, сценария и главного актёра. «Супермен» стоил потраченного времени, он оказался революцией — это был внятный, красивый и захватывающий фильм по комиксам, и, что немаловажно, с хорошими спецэффектами: Супермен в нём очень убедительно летал. То, что Салкнид не побоялся снять дорогой фильм именно про Супермена — очень логично; в конце концов, это самый известный, самый знаковый и самый популярный американский супергерой.

После этого Голливуду понадобилось 20 лет, чтобы супергеройские и комиксовые фильмы стали вездесущими и популярными. «Супермен» в итоге привёл к совсем другой волне: вместе с вышедшими в конце 1980-х «Звёздными войнами» полнометражным «Звёздным путём» и «Близкими контактами третьей степени» он запустил бум научно-фантастического кино.

От фильма про супергероев-мутантов, управляющих погодой и стреляющих лазерами из глаз, никто не ждал ничего особенного —
а он стал безумно популярным

10 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ «СУПЕРМЕНА» ДОННЕРА РЕЖИССЁР ТИМ БЁРТОН СНЯЛ СВОЕГО «БЭТМЕНА» — тоже важная веха в истории кино по комиксам, до сих пор многими считающийся эталонным супергеройский фильм. Бёртон, в кино интересующийся в первую очередь всем визуальным, от костюмов и декораций до цветов, подошёл к экранизации комиксов буквально, попытавшись перенести комиксовую эстетику напрямую на экран. Бэтмен у него вышел каменной горгульей, а его противник Джокер — карикатурой. Как ни парадоксально, фильм за это одновременно и любят, и ненавидят.

Но самое главное произошло в 2000 году. Студия 20th Century Fox пригласила для съемок фильмов «Люди Икс» режиссёра Брайана Сингера, до того снимавшего камерные драмы и триллеры. От фильма про супергероев-мутантов, управляющих погодой и стреляющих лазерами из глаз, никто не ждал ничего особенного — а он стал безумно популярным и собрал 300 миллионов долларов, в четыре раза больше своего первоначального бюджета. Так родилась новая эпоха: в голове у голливудских авторов и продюсеров что-то щёлкнуло и они начали производить фильмы по комиксам по несколько штук в год, только оттачивая мастерство исполнения. Что было дальше, все знают: «Человек-паук», «Железный человек», «Мстители» и другие главные блокбастеры последних десяти лет.

Добавить комментарий