Как выбрать каяк (байдарку)? — классификация каяков и рекомендации по подбору подходящего каяка для поставленых задач

Разнообразие моделей каяков, которые на сегодняшний день выпускаются в разных уголках мира просто впечатляет! Только на нашем сайте вы найдете более 100 моделей самых разных каяков. При этом мы очень сильно «фильтруем» наш ассортимент, предлагая нашим покупателям только самые интересные и самые качественные модели. Но даже после первого этапа отбора нами самых интересных моделей каяков сделать окончательный выбор довольно не просто.

Для примера — на фото ниже показаны разные каяки, которые имеют самое разное назначение и в то же время объединены общим названием — «КАЯК».

Для успешного выбора нужного вам каяка надо иметь понимание того, что вы выбираете и для каких целей.

В зависимости от вида каякинга, которым вы занимаетесь, или планируете заняться — необходимо грамотно подобрать каяк спортивный , который отвечал бы не только водной стихии, в которой вы будете его использовать, но и другим параметрам — вашему росту, весу, уровню подготовки и владения каяком и т.д. Если вы будете выбирать свой каяк вслепую, не обращая внимание на основные требования и критерии подбора — ваш отдых на каяке имеет все шансы превратится в сплошную «головную боль» и проблему для вас и окружающих. В Украине часто можно встретить каякеров-новичков, которые гонятся за коротенькими каяками только ради удобства в транспортировке и хранении, но которые при этом совсем забывают об основном — о ходовых и эксплуатационных характеристиках каяков. В этом разделе мы собрали достаточно много материала, необходимого для лучшего понимания каякинга и его видов.

Надеемся, что приведенная информация будет для вас полезной и вы сможете точно определится какой именно каяк вам нужен для ваших задач и целей. Если же вы все равно сомневаетесь в выборе каяка — напишите или позвоните нам. Наши контакты указаны вверху сайта а также на странице «О нас».

И все же — Как выбрать каяк?
Процесс выбора каяка может растянутся на всю зиму (перед новым сезоном), а у некоторых занимает даже не один год. Мы постараемся немного упростить для вас процедуру выбора и расскажем об основных видах, типах и назначениях каяков, а также о том на что стоит обратить внимание, а что можно упустить из виду при выборе каяка. Мы также постараемся развенчать устоявшиеся мифы и выдумки о каяках (байдарках) и максимально упростить для вас процесс выбора каяка под конкретные, поставленные вами задачи.

Но перед тем как давать (и читать) рекомендации по выбору каяка мы очень настоятельно рекомендуем вам ознакомится со следующими материалами:

Каяки, Байдарки, Каноэ — история происхождения каркасных маломерных судов
Каноэ или каяк? Отличия между каяком (байдаркой) и канадским каноэ (пирогой)
Также вам могут быть полезны следующие статьи:

Как выбрать каяк для рыбалки? Рекомендации и советы по выбору рыбацких каяков
Преимущества рыбацких каяков перед обычной лодкой для рыбалки
Как выбрать весло для каяка (байдарки)
Ноги? Крылья? Вёсла! О преимуществах морских каяков перед другими плавсредствами
Несколько слов о типологии каяков и о том какие вообще бывают виды каяков, чем они отличаются и какое их назначение.

По способу посадки гребца в каяке, все современные каяки принято разделять на две основные группы или категории:

каяки, где гребец сидит внутри каяка — т.н. «каяки Sit-In» (от англ. «sit inside», что дословно переводится как «сидеть внутри») и
каяки где гребец сидит сверху, как будто НА каяке — т.н. «каяки sit-on-top» (с англ., дословно переводится как «сидеть сверху»). Каяки типа Sit-On-Top появились относительно недавно, но уже успели завоевать очень большую популярность, особенно в теплых широтах.
Главное отличие между каяками c внутренней посадкой (Sit-In) и каяками с внешней или верхней посадкой (Sit-On-Top) заключается в расположении центра веса гребца, о чем мы поговорим немного позже.

Каяки Sit-In — это традиционные каяки, в которых гребец расположен наполовину внутри корпуса каяка, ноги каякера «спрятаны» под палубой каяка внутри.

В зависимости от варианта конструкции корпуса каяка и использованных материалов, каяки Sit-In бывают следующих типов:

Разборные или каркасные каяки — собственно, их также принято называть «байдарками» (Примечание: термин «байдарка» используют преимущественно на территории бывшего СССР, в других странах более популярным является термин «каяк» и разборные байдарки именуют «folding kayak» — разборной каяк).

Обычно каркасные каяки (байдарки), состоят из крепкого и легкого металлического или деревянного каркаса и «шкуры», которая натягивается на каркас. Сегодня функцию шкуры выполняют синтетические материалы, которые намного долговечнее и не требуют такого тщательного ухода.

Главным назначением каркасных байдарок, как и у их исторических предшественниц — является перевозка на относительно большое расстояние значительных грузов из точки А в точку Б. Неоспоримым преимуществом каркасных каяков (байдарок) является возможность их компактного складывания, хранения и перевозки. Но, к сожалению, во многих случаях все преимущества каркасных каяков на этом и заканчиваются.

Для того чтобы собрать каркасную байдарку и подготовить ее к спуску на воду одному человеку необходимо в среднем от 0,5 до 1 часа времени или больше, в зависимости от опыта байдарочника и модели байдарки, которая используется. Для того чтобы собрать байдарку обратно в сумку понадобится примерно столько же времени или даже больше, поскольку перед уборкой надо почистить и просушить шкуру и все элементы каркаса.

Другой общий для всех каркасных каяков недостаток — это возможная несимметричность носовой и кормовой части каркаса относительно оси, когда каяк уже собран и на каркас натянута шкура. Здесь имеет значение то, как пошита шкура байдарки и опять же — опыт байдарочника по сбору каркаса. Ситуации, когда уже собранную байдарку снова разбирают и собирают заново совсем не редкость. Поэтому очень часто каркасную байдарку собирают в начале сезона, затем в собранном виде возят на крыше автомобиля и только в конце сезона ее снова разбирают для зимнего хранения.

Правилами эксплуатации каркасных байдарок практически повсеместно запрещено вытаскивать груженую байдарку на сушу или сталкивать байдарку на воду, когда в ней кто-то сидит. Посадка в байдарку — только с воды, а высадка из каркасного каяка происходит также преимущественно на воду. Таким образом сесть в каркасную байдарку, не замочив при этом ноги, практически невозможно.

Еще одной проблемой каркасных байдарок является их «живучесть» в экстремальных условиях. Несмотря на частое использование, каркасная байдарка не является плавсредством для бурной воды. Она недостаточно живуча — контакты с камнями часто являются внештатной ситуацией и могут привести к повреждениям оболочки или самого каркаса (а на бурной воде контакта с камнями избежать практически невозможно). Каркасные байдарки также недостаточно непотопляемые — у большинства из них нету герметических камер, как в современных пластиковых каяках. Они также недостаточно управляемые — свободная посадка гребца не позволяет задействовать тело при управлении каркасной байдаркой. И если против столкновений с камнями пытаются предпринимать какие-либо меры — доработка шкур или подкладывание пены, а для придания эффекта непотопаемости подкладывают емкости (надувные мячи или камеры, и т.д.), то против «неуклюжести» каркасной байдарки практически ничего невозможно сделать. Большие по размерам каркасные байдарки не предназначены для резких маневров. Их главное назначение — это передвижение в спокойной воде по относительно прямолинейной траектории.

Значит ли все выше сказанное, что каркасные каяки это пережиток прошлого? — абсолютно нет! Есть очень много вариантов сложных походов, когда каркасный каяк невозможно заменить другим типом. Это может быть связано со сложностями заброски снаряжения на место сплава, такими как пешее передвижение по сильно пересеченной местности или использование общественного транспорта (ЖД, авиа, автобусы и т.д.)

Надувные каяки — во многом похожи по принципу на надувные лодки, только длиннее и уже. Очевидными преимуществами надувных каяков являются большая грузоподъемность, непотопаемость, а также компактность и транспортабельность в спущенном виде.

Основным недостатком большинства надувных каяков является недостаточная жесткость каяка в месте сидения гребца и прогибание каяка под весом гребца, что приводит к задиранию носа и кормы и значительно ухудшает ходовые качества каяка. Эта проблема особенно ярко выражена в одноместных надувных каяках, где сидение размещено по середине каяка и отсутствует какой-либо каркас жесткости. Для предотвращения этого эффекта прогибания каяк также должен быть равномерно загружен по всей его длине.

Среди недостатков также можно выделить недолговечность — как и любые другие синтетические материалы, из которых изготавливаются надувные каяки, они имеют свой ограниченный срок эксплуатации. Также возможны порезы или проколы камер каяка, намного реже — расклеивание швов. Немного неудобным может показаться факт, что при большой грузоподъемности, в надувных каяках довольно мало свободного места для багажа и практически отсутствуют багажные камеры. Иногда они могут заменятся карманами, но все же места внутри надувных каяков значительно меньше чем в каркасных или в пластиковых каяках. Также иногда можно встретить модели с более расширенным днищем для увеличения вместительности, но тогда такой надувной каяк уже становится похожим на длинную надувную лодку.

Все надувные каяки имеют довольно слабую осадку и большая часть баллонов «лежит» на воде, что приводит к большой парусности. Такие каяки очень легко сносит сильными порывами ветра, идти против ветра значительно сложнее, чем на жестких корпусных каяках, а держать прямой курс при сильном боковом ветре практически невозможно. Курс надувного каяка может меняться с каждым порывом ветра. Для более устойчивого курса надувные каяки комплектуют направляющими плавниками, а также некоторые модели могут быть оборудованы рулевой системой.

Неразборные каяки (или каяки с жестким корпусом) — отличаются от других вариантов конструкции в первую очередь монолитностью корпуса каяка. Корпус неразборных каяков может быть сделан из различных материалов — от стеклопластика до полиэтилена, полиэстера, ABS-пластика или кевлар-карбонового волокна и других материалов. Неразборные каяки имеют самые лучшие ходовые качества и способны поместить максимальное количество груза для похода. Для этого корпусные каяки могут быть оборудованы герметичными багажными камерами. Кроме того, корпусные неразборные каяки также имеют самые комфортные сидения. На сегодняшний день неразборные каяки являются бесспорными лидерами в мире каякинга и именно они приходят на ум когда мы в очередной раз слышим слово «каяк».

В зависимости от назначения каяка, его размеры могут существенно отличатся: от 2 до 5,5 м. в длину и даже больше, а также от 40 до 80 см или больше в ширину.

Преимуществом неразборных каяков (в первую очередь пластиковых) является их долговечность и износостойкость. Современные полимерные материалы могут выдерживать очень большие нагрузки при резких ударах или столкновениях с камнями, острыми режущими поверхностями (ракушки, битое стекло и т.д.), которые могут оставлять довольно глубокие царапины на «теле» каяка, но при этом пробить каяк практически невозможно.

К преимуществам современных каяков можно отнести также термоизолирующие качества — их можно использовать даже для походов в арктических широтах. Отдельно нужно выделить так называемую «память» некоторых материалов — при сильных и резких ударах на полиэтиленовых каяках могут появляться небольшие вмятины, которые сами выравниваются под воздействием высокой температуры. Для устранения таких вмятин достаточно просто поставить каяк на солнце на несколько часов и вмятины сами выровняются, а корпус каяка примет изначальную форму. Если вмятина появилась в холодную пору году, тогда место вмятины можно облить горячей водой или слегка нагреть феном.

Еще одним существенным преимуществом корпусных каяков является возможность задействовать все тело при управлении каяком. Эргономика корпусных каяков с внутренней посадкой устроена таким образом, что гребец имеет как минимум пять точек соприкасания тела с каяком, это позволяет передавать инерцию и движение всего тела на корпус каяка, а не только силу рук, но также задействовать спину и ноги для управления каяком. каяки с жестким корпусом позволяют легко делать крен, осуществлять резкие повороты, а в случае оверкиля — сделать т.н. «эскимосский переворот» (eskimo roll), то есть перевернутся назад в исходное положение над водой не покидая каяк и используя при этом только весло.

При правильно сделанном выборе каяка, его можно успешно использовать в для разных смежных задач, но все же существует довольно четкое разделение каяков по назначению, и характер водной стихии здесь играет определяющую роль. Поэтому главное, что надо знать перед покупкой каяка — это характер вод, в которых вы будете ходить на каяке.

Если кратко, то экспедиционные и морские каяки можно использовать практически везде, за исключением очень маленьких или бурных рек. Это условное ограничение связано с довольно большими габаритами морских и туристических каяков, длина которых составляет в среднем от 4,2 до 5,5 м., что практически делает невозможным прохождение мелких и очень узких рек, особенно на крутых поворотах, сливах и перекатах. В свою очередь, каяки для бурных рек можно с успехом использовать для катания на накатистых морских волнах, хотя они немного «неуклюжие» на спокойной воде, о чем речь пойдет немного ниже.

Главное, что вам надо запомнить, так это то что не существует так называемого «универсального каяка». Универсальный каяк это практически миф, о котором все мечтают, но которого не существует из-за невозможности соединения в одной лодке взаимоисключающих характеристик. Нельзя иметь одновременно быстрый и устойчивый каяк, с которого можно удобно ловить рыбу, нырять, купаться и ходить в длительные походы погрузив 150 кг. снаряжения, но чтобы при этом он был маневренный, быстрый и устойчивый на курсе, очень легкий но износостойкий, удобный в обращении на суше, компактный в хранении, но с хорошыми ходовыми качествами на воде, с очень комфортным сидением и все это вместе и за небольшую цену.

Всегда нужно понимать, что от таких «универсальных» каяков не стоит ожидать в конечном итоге на 100% ни первого, ни второго… ни десятого. Такие каяки будут выполнять все «по немногу и все как нибуть».

Неоспоримыми лидерами рынка и самыми массовыми на сегодняшний день являются каяки, сделанные из полиэтилена и пластика разных видов. При этом могут использоватся несколько разных технологий производства — от цельнолитых каяков по технологии ротационного формирования (ротомолдинговые каяки), выдавливания частей каяка из листа пластика, который предварительно нагревают а затем две части каяка склеивают (т.н. «термоформ»). Также некоторыми производителями используется технология «выдувания» пластика под большим давлением.

Добавить комментарий